Text Size

Current Size: 100%

Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Росграницы

Судебный порядок обжалования по искам граждан согласно главам 24 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:
• иски граждан о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации;
• иски граждан об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти их должностных лиц рассматриваются судом общей юрисдикции.
Срок обращения с исковым заявлением в суд общей юрисдикции по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти их должностных лиц согласно статье 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации составляет три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.
По искам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, специальные сроки исковой давности не установлены и потому применяются общие сроки исковой давности, установленные главой 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
 

Судебный порядок по искам юридических лиц согласно главам 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
• иски юридических лиц об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти рассматриваются Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации;
• иски оставшейся категории споров рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.
Срок обращения с исковым заявлением в арбитражный суд о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составляет три месяца со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
По искам об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти специальные сроки исковой давности не установлены и потому применяются общие сроки исковой давности, установленные главой 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Административный порядок обжалования решений, действий (бездействий) Росграницы, территориальных органов, подведомственной организации и их должностных лиц регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – закон) и разделом X Регламента Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденного приказом Росграницы от 06.06.2008 № 58 (далее раздел X регламента).

Согласно пункту 4 статьи 4 закона жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 закона гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением такого обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 7 закона установлено, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном законом.

 При этом, пунктом 6 статьи 8 закона запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Согласно пункту 7 статьи 8 закона в случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 статьи 8 закона, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Пунктом 10.1 раздела X регламента предусмотрено, что в Росгранице рассматриваются обращения граждан – индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций по вопросам, касающимся сферы деятельности Росграницы, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.

Обращения граждан могут поступать в Росграницу непосредственно или направляться на рассмотрение Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации.

При необходимости о результатах рассмотрения обращения граждан информируется направивший его орган государственной власти (депутат Государственной Думы или член Совета Федерации).

В соответствии с пунктом 10.2 раздела X  регламента поступившие в Росграницу письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в Росграницу и в зависимости от содержания докладываются Управлением делами Росграницы руководителю, заместителям руководителя либо направляются в соответствующие управления.

В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации в Росгранице направляется Управлением делами Росграницы в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Росграница при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

В случае если в соответствии с запретом, предусмотренным пунктом 6 статьи 8 закона, невозможно направить жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц Росграницы, не могут направляться этим должностным лицам на рассмотрение и для ответа заявителю.

Обращения граждан, содержащие обжалование приказов, направляются соответствующим управлениям Росграницы, в том числе в Правовое управление Росграницы, для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается заместителем руководителя (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием его (при необходимости) о порядке обжалования решений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращения граждан рассматриваются в срок до 30 дней со дня их регистрации в Росгранице. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен руководителем, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом, но не более чем на 30 дней с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Пунктом 10.7 раздела X регламента предусмотрено, что поступившие Руководителю обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, содержащие жалобы на нарушение норм законодательства Российской Федерации, Положения о Росгранице и Регламента Росграницы заместителями руководителя, начальниками управлений докладываются руководителю с представлениями заключений, определенных начальниками управлений (в том числе при необходимости Управлением правового обеспечения), в 10-дневный срок.

Поступившие руководителю обращения организаций, содержащие жалобы (несогласие, неудовлетворенность и т.п.) на результаты рассмотрения ранее поступивших в Росграницу обращений этих организаций, направляются для ответа соответствующим заместителям руководителя и начальникам управлений.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Таким образом, заявитель имеет право обратиться в Правительство Российской Федерации с заявлением об отмене или приостановлении действий нормативных правовых актов Росграницы.