Text Size

Current Size: 100%

Состояние и актуальные вопросы развития системы автомобильных пунктов пропуска на территории Центрального федерального округа

Выступление заместителя руководителя Центрального территориального управления Росграницы Константина Фурсикова на конференции АСМАП "Состояние, проблемы и перспективы развития рынка международных автомобильных перевозок в Центральном федеральном округе" 17 марта 2011 года

На сегодняшний день в Центральном федеральном округе в соответствии с Перечнем пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 1724-р установлены 52 пункта пропуска, из них: 25 – автомобильных, в числе которых 16 ДАПП и, соответственно, 9 МАПП, 11 – железнодорожных и 16 – воздушных. 

Функционирующие автомобильные пункты пропуска расположены на территории Белгородской, Брянской, Воронежской и Курской областей, что в целом составляет основную часть российско-украинского участка государственной границы Российской Федерации. 

В этой связи, решение задач обустройства и развития автомобильных пунктов пропуска в 2010 году определялось внешнеэкономическими приоритетами отношений Российской Федерации с Украиной, а также возможностью перспективного планирования и осуществления эффективного процесса администрирования их деятельности, в том числе полномасштабного внедрения информационных и инновационных технологий. 

Исходя из цели развития пунктов пропуска,  основные приоритетные направления нашей деятельности по ее реализации охватывали вопросы, связанные с выполнением задач в рамках ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 годы), совершенствованием технологических процессов функционирования автомобильных пунктов пропуска, разработки нормативных документов и координации деятельности государственных контрольных органов. 

Говоря о таком направлении нашей работы, как развитие системы автомобильных пунктов пропуска, подчеркну, что проблематика решения данной задачи во многом определяется состоянием пунктов пропуска и возможностями по совершенствованию их функционирования. 

Так, по итогам мониторинга, проведенного ЦТУ в 2009 году, выявлен ряд общих проблем и недостатков в функционировании пунктов пропуска. Одной из общих и основных проблем является неудовлетворительное состояние зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля, их несоответствие типовым требованиям, предъявляемым контрольными органами к оборудованию и оснащению пунктов пропуска.

 

В качестве примера типовых замечаний можно привести следующую формулировку: «Пункт пропуска не обустроен. С 1995 года для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля используются  здания (помещения) модульного типа (временная схема размещения). Отсутствуют условия для досмотровых и разгрузочно-погрузочных операций (нет стоянок для задержанных автомобилей, досмотра т/с и грузов, а также  нет необходимой специальной техники). Подъездные пути к пункту пропуска находятся в неудовлетворительном состоянии». 

Необходимо отметить, что, к сожалению, из 25 автомобильных пунктов пропуска не функционируют: 8 ДАПП (Безымено, Клименки, Вергелевка, Головчино, Тишанка – Белгородская область, Белая Березка, Зерново – Брянская область, Теткино (Бояро –Лежачи) – Курская область). 

Если же говорить о причинах, по которым более четверти пунктов пропуска не функционируют, то здесь, как обычно, имеют место быть как объективные, так и субъективные. Так, например, ДАПП Безымено (Белгородская область) фактически не функционировал ни одного дня, пропуск товаров, транспортных средств, физических лиц в нем не осуществлялся вследствие того, что украинская сторона отозвала со своей стороны все контролирующие службы и прекратила пропуск товаров и транспортных средств. В настоящее время указанный ДАПП функционирует как место пересечения государственной границы с постоянной дислокацией в нем только пограничного наряда. 

Вместе с тем, как позитивный итог деятельности Росграницы в Центральном федеральном округе в 2010 - I квартале 2011 годов можно назвать реконструкцию 4 АПП (Погар, Крупец, Бугаевка, Суджа) проведенную в рамках реализации ФЦП "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 гг.)", а также проведение Межведомственных комиссий по проверке соответствия МАПП Крупец (Курск) и Бугаевка (Воронеж) требованиям к строительству, оборудованию, техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного  и иных видов контроля, по результатам которых они были приняты. Кроме того, ДАПП Бугаевка и ДАПП Суджа открыты приказами Росграницы. 

Учитывая, что основным критерием, на наш взгляд, эффективности функционирования пункта пропуска является его фактическая пропускная способность, а также возможность оперативного реагирования на изменения грузо- и пассажиропотоков имеющимися у контрольных органов силами, то здесь немаловажным является фактор соответствия фактической пропускной способности пунктов пропуска проектной.  

Положение дел таково. По автомобильным пунктам пропуска в регионе деятельности ЦТУ Росграницы существует усредненный резерв по фактической пропускной способности в размере 50-60% от проектной. Исключения составляют  несколько ПП (МАПП Новые Юрковичи и ДАПП Ломаковка Брянской области), где в определенные периоды времени фиксируется превышение фактической пропускной способности над проектной на 20-30%, но даже в этом случае усредненные показатели за расчетный период не выходят за рамки значений максимально допустимой пропускной способности, коей и является проектная. 

При этом, необходимо отметить, что, практически во всех АПП в период пиковых нагрузок, как правило это III квартал, наблюдаются значительные очереди в которые выстраиваются легковые транспортные средства, автобусы, а также грузовой транспорт, очереди из которых, создается впечатление, есть практически всегда (за исключением, может быть, Рождественских каникул). 

Решением данной проблемы (без дополнительной реконструкции с целью повышения пропускной способности) могло бы быть, на наш взгляд, - создание автомобильных логистических накопителей, а также оснащение подразделений государственных контрольных органов (ГКО) современными техническими средствами контроля, в частности  мобильными и стационарными инспекционно-досмотровыми комплексами, как, например, МАПП Нехотеевка и Троебортное. Также в воздушных пунктах пропуска Московской авиационной зоны хорошо зарекомендовала себя  пилотная (в рамках эксперимента) схема использования системы по автоматическому заполнению миграционных карт. 

Одновременно, ЦТУ Росграницы, в рамках подготовки к очередному заседанию ГПК, подготовлен и направлен ряд предложений по упрощению процедуры пересечения госграницы с Украиной в целом. 

Если же говорить о том, что было сделано Управлением в рамках развития системы пунктов пропуска через государственную границу РФ, расположенных в регионе деятельности, то необходимо отметить следующее. Так, в соответствии со своей компетенцией и во исполнение постановления Правительства РФ от 26 июня 2008 года  № 482, утвердившего Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации) и закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ, в первую очередь, предприняты  были следующие шаги:
1. ЦТУ Росграницы, совместно с ФГКУ Росгранстрой, осуществлен мониторинг всех пунктов пропуска, как я уже говорил выше, в целях определения фактического, реального состояния дел, степени их обустроенности и технической оснащенности.
2. Проанализирована статистическая отчетность за период с 2003 по 2009 годы по пересечению государственной границы РФ лицами, транспортными средствами, перемещения через нее грузов, товаров и животных, с разбивкой по годам, кварталам и месяцам. Выявлены наиболее сложные участки.
3. В целях обеспечения функционирования (эксплуатации) пунктов пропуска Росграницей созданы их Администрации и в целях координации деятельности в пунктах пропуска, еще в III квартале 2009 года, созданы Координационные советы, в состав которых входят руководители подразделений ГКО и Администрации пункта пропуска, а также представитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен пункт пропуска.
4. Одновременно, начались мероприятия по утверждению распорядка работы пункта пропуска, составлению планов взаимодействия, а также определению пределов пункта пропуска и разработке технологических схем организации пропуска через государственную границу Российской Федерации. 

Эта работа, включая уже и актуализацию паспортов пунктов пропуска, будет продолжена и в 2011 году. 

На последнем я бы хотел остановиться подробнее. 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 № 872, утвердившим Правила осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, Росграница разрабатывает для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска, которые впоследствии утверждаются протоколом заседания Координационного совета. В этих технологических схемах устанавливается продолжительность осуществления контроля. Таким образом,  указанная схема, по нашему мнению, является одним из важнейших рабочих документов, в т.ч. определяющим последовательность основных контрольных действий. 

ЦТУ Росграницы в истекшем году разработаны и утверждены 37 технологических схем, а в три из них внесены изменения в связи с вступлением России в Таможенный союз. Также актуализированы 37 паспортов указанных пунктов пропуска, утверждение изменений в которые также осуществлялось совместным решением членов Координационных советов. 

Здесь необходимо отметить, что от того, насколько грамотно и четко будет разработана указанная схема, а также насколько она будет выполняться и соблюдаться, напрямую зависит время прохождения пограничного и таможенного контроля, а это, в свою очередь, влияет на степень ущерба нервам и здоровью людей пересекающих границу, портит впечатления от проведенного либо создает настрой на начинающийся отпуск и т.д., не говоря уже об отношении как российских, так и иностранных граждан к контрольным органам и представляемому ими государству. Вообще, хотелось бы отметить, что социальная составляющая имеет определяющую роль в нашей деятельности как, территориального органа Росграницы. 

Именно поэтому, вопросы, касающиеся совершенствования работы пунктов пропуска являются основными при проведении заседаний координационных советов. При этом под совершенствованием работы понимаются такие мероприятия, которые позволяют подразделениям, участвующим в организации и обеспечении пропуска через государственную границу, не снижая эффективности по решению стоящих перед ними задач по  выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в установленной сфере, борьбе, защите и т.д., максимально быстро, качественно, тактично оформлять граждан, пересекающих границу. 

Не секрет, что не редки случаи, откровенного хамства, грубости, непрофессионализма со стороны сотрудников контрольных органов, их равнодушия и можно даже сказать бездушия по отношению к лицам, пересекающим государственную границу. 

Все подобные случаи являются предметом нашего пристального внимания. 

Как уже говорилось выше, технологические схемы и паспорта пунктов пропуска являются системообразующими в работе пунктов пропуска и позволяют объединить в единое целое всю логистику производственных процессов, осуществляемых на пункте пропуска, оперативно вносить необходимые изменения (актуализированные данные) с учетом фактических результатов работы подразделений государственных контрольных органов в пункте пропуска. 

Особенно хочу подчеркнуть, что процесс разработки технологических схем не являлся закрытым от представителей деловых кругов и частного бизнеса, заинтересованных в эффективном функционировании пунктов пропуска. В частности, представители АСМАП в июле 2010 года приняли участие в мониторинге автомобильных пунктов пропуска Нехотеевка и Щебекино в Белгородской области в целях проверки соответствия Технологических схем пропуска Правилам осуществления контроля в пунктах пропуска, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года №872 (пункт 1-8), и Типовой схеме организации пропуска через границу в автомобильных пунктах пропуска, утвержденной приказом Минтранса России от 09 октября 2009 г. № 177. 

Завершая короткий обзор тематики нормативного определения деятельности пунктов пропуска, хочу обратить Ваше внимание на то, что 27 декабря 2010 года издан приказ Росграницы № 451-ОД «Об утверждении правил режима в пунктах пропуска через государственную границу российской Федерации», зарегистрирован в Минюсте 22.02.2011 № 19919), определяющий правила въезда, пребывания и выезда (соответственно ввоза, нахождения и вывоза) из пунктов пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. По реализации требований указанного документа нам предстоит достаточно серьезная работа в каждом пункте пропуска. 

Далее. Продолжая говорить о деятельности ЦТУ Росграницы, в рамках организации и обеспечения функционирования пунктов пропуска, расположенных в регионе деятельности, сотрудники Управления принимали участие в таких мероприятиях, как точечный мониторинг в МАПП Нехотеевка и Шебекино (Белгородская область), а в конце минувшего года, по результатам межгосударственных консультаций российской и украинской сторон запланировано и проведено еще 2 мониторинга 4-х пунктов пропуска (по 2 АПП и ЖДПП), а также ряда мест пересечения, по результатам которых ЦТУ Росграницы подготовлены предложения, касательно упрощения порядка пересечения границы для включения в доклад руководителя Росграницы на заседании Государственной пограничной комиссии, о чем я вкратце говорил выше. 

Также необходимо отметить, что в ходе проведенных мероприятий оценивалось: количество прибывших/убывших транспортных средств, лиц, пересекших государственную границу границу, наличие очередей и их объем, сбои, в т.ч. технические, в деятельности контрольных органов и т.д. По результатам проведенных мониторингов в пунктах пропуска были проведены заседания координационных советов, на которых до членов Совета доведены основные итоги и выводы, а также рассмотрены предложения  по совершенствованию работы пунктов пропуска. 

Одновременно, ЦТУ Росграницы выступило инициатором создания и осуществления проекта «На границе - без очередей», целями которого являются:
- предоставление на интернет-сайте Росграницы информации об очередях в автомобильных пунктах пропуска на российско-украинском участке государственной границы, а также количестве авиапассажиров в аэропортах федерального значения – Шереметьево, Домодедово, Внуково и работе подразделений государственных контрольных органов по оформлению лиц и транспортных средств, пересекающих государственную границу Российской Федерации;
- возможность осуществления ЦТУ Росграницы мониторинга указанных пунктов пропуска в режиме реального времени, в целях, в т.ч., обеспечения их функционирования. 

В ходе реализации указанного пилотного проекта, проведен ряд организационно-технических мероприятий в пунктах пропуска, расположенных в Белгородской области, результатом которых явилась выработка  позиции, поддержанной администрацией области – о своевременности, актуальности и социальной значимости мероприятий, запланированных и осуществляемых Росграницей. 

Если говорить о направлениях совершенствования системы автомобильных пунктов пропуска, то, по нашему мнению, улучшаться должно не только состояние пунктов пропуска, но и состояние приграничной инфраструктуры: необходимо строить дороги, придорожные гостиницы, кафе, автозаправки, а также обустраивать приграничные территории. Для достижения поставленных целей представляется целесообразным использовать разные механизмы, в том числе механизм международного сотрудничества, а также механизм государственно-частного партнерства. И, насколько известно, за время участия Росграницы в решении вопросов обустройства пунктов пропуска уже накоплен некоторый опыт, использовать который мы тоже рассчитываем.

С учетом задач, поставленных руководством Росграницы, на 2011 год нами определены перспективные направления деятельности, выполнение которых должно позволить вывести на новый качественный этап развития системы автомобильных пунктов пропуска в Центральном федеральном округе:
- развитие системы автомобильных пунктов пропуска на российско-украинском участке государственной границы в целях реализации межгосударственных договоренностей между Россией и Украиной в области развития экономического сотрудничества;
- модернизация деятельности пунктов пропуска за счет использования инновационных технологий (ГС ПВД НП, МИАИС, система видеомониторинга на пунктах пропуска);
- развитие механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях повышения эффективности функционирования пунктов пропуск;
- использование международного опыта в сфере организации деятельности пунктов пропуска. 

Из представленного комплекса задач, приоритетное значение мы придаем вопросам модернизации деятельности пунктов пропуска за счет использования инновационных технологий. 

Не буду оригинальным, если еще раз скажу, что внедрение инновационных технологий, в частности, государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения (ГС ПВД НП) является действенным инструментом повышения эффективности функционирования пунктов пропуска. 

В 2010 году Росграницей проведены подготовительные работы по ГС ПВД НП, в частности, разработан межведомственный План действий по созданию контура контроля ГС ПВД НП и согласован перечень объектов, заключен государственный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для развертывания программно-технических комплексов и центров обработки данных, включая решения по системе информационной безопасности, на объектах ведомственного сегмента Пограничной службы ФСБ России.
Наряду с этим, в части создания МИАИС проведено техническое проектирование: предусмотрена организация работы контрольных органов по принципу «одного окна» (однократное предоставление информации о лицах и транспортных средствах, грузах, товарах и животных) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль). 

В планы по созданию МИАИС вносятся изменения с учетом принятых решений о создании Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза. 

Помимо этого, на повестке дня стоит вопрос активного внедрения системы круглосуточного видеомониторинга. в том числе на основе проекта «Граница без очередей». 

Кроме того, немаловажное значение мы уделяем вопросу развития и реализации механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). 

Если говорить о позиции Росграницы в общем и целом, то она такова – государственная граница и прилегающая к ней инфраструктура должны соответствовать международным стандартам и требованиям к обеспечению конкурентоспособности страны в мировой экономике.  Улучшаться должно не только состояние пунктов пропуска, но необходимо строить дороги, придорожные гостиницы, кафе, автозаправки, а также обустраивать приграничные территории. 

Успех реализации подобных проектов зависит от достижения баланса интересов между государственным и частным секторами. Вопросы практической реализации инвестиционных проектов требуют активного взаимодействия с бизнес-сообществом. 

Механизм ГЧП представляет собой реальную альтернативу методам бюджетного финансирования. Применительно к обустройству приграничных территорий ГЧП может стать эффективным механизмом модернизации инфраструктуры приграничных территорий в проектах, требующих значительное привлечение инвестиций и не предусматривающих (в обязательном порядке) необходимость прямого бюджетного финансирования. В то же время все проекты должны разрабатываться с сохранением фундаментального лидерства государственного сектора в решении поставленных задач в соответствии с условиями действующего законодательства. 

Считаю, что этот аспект должен стать для нас одним из приоритетных в интересах совершенствования функционирования общей системы пунктов пропуска в регионе деятельности.
Немаловажным аспектом нашей деятельности является использование международного опыта в решении вопросов обустройства пунктов пропуска. 

В большей степени это касается участка государственной границы Россия - Европейский Союз. Активность на данном направлении обусловлена в первую очередь тем, что с Европейским Союзом в целом и отдельными его странами-членами Россия развивает наиболее тесные внешнеторговые связи, включая услуги транспортного сектора. 

С сентября 2009 года по заявке Росграницы Международной организацией по миграции в рамках программы Европейского Союза «Механизм общих пространств» реализуется проект «Совершенствование системы управления обустройством пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».
В частности, в рамках проекта разработаны проекты:
- обзора международного опыта по обустройству и администрированию пунктов пропуска и возможности его адаптации в Российской Федерации;
- проект интерактивной схемы типового пункта пропуска и модульного учебного пособия для подготовки специалистов и дальнейшего использования сотрудниками Росграницы. 

В завершении выступления позволю высказать мысль о том, что изложенные сегодня проблемные вопросы и перспективные направления их решения найдут непосредственное отражение в нашей совместной деятельности в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации и реализации намеченных задач по развитию системы автомобильных пунктов пропуска в Центральном федеральном округе. 

Дата публикации: 
Птн, 18/03/2011