Text Size

Current Size: 100%

Доклад руководителя Росграницы Бусыгина К.Д.

Доклад к заседанию Государственной пограничной комиссии по вопросу:
«Об обустройстве пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры (морские порты, железнодорожные станции, аэропорты), исключительно за счет средств собственников данных объектов».
 
Уважаемый Дмитрий Олегович!
Уважаемые члены Государственной пограничной комиссии!
 
Действующим законодательством Российской Федерации о Государственной границе предусмотрено обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации как за счет средств федерального бюджета, так и за счет иных источников финансирования.
 
Данная норма предполагает возможность передачи объектов пункта пропуска, построенных (реконструированных) за счет внебюджетных источников, как по договору дарения, так и по договору безвозмездного пользования на баланс организации, подведомственной Росгранице (ФГКУ Росгранстрой). При этом необходимость принудительного отчуждения объектов пункта пропуска в собственность Российской Федерации законодательством Российской Федерации не предусматривается.
 
Возможность обустройства пунктов пропуска за счет внебюджетных источников наиболее актуальна именно в настоящее время, когда в связи с имеющимися бюджетными ограничениями произошло уменьшение предельных объемов финансирования федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» более чем на 25 процентов от первоначально утвержденных. Это привело к необходимости глубокой корректировки Программы, отказу от реализации ряда программных мероприятий и необходимости оптимизации стоимости обустройства пунктов пропуска.
 
Следствием этого может стать снижение показателей (индикаторов) эффективности реализации ФЦП, в первую очередь такого, как доля обустроенных пунктов пропуска от их общего количества.
Использование механизма обустройства пунктов пропуска за счет внебюджетных источников, в том числе государственно-частного партнерства в данной сфере, позволит уменьшить негативные последствия от сокращения бюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры пунктов пропуска.
 
Кратко доложу о существующей практике обустройства пунктов пропуска за счет внебюджетных источников.
За период 2008 – 2014 годы организована приемка межведомственными комиссиями и открыты приказами Росграницы 38 терминалов в различных морских портах и 14 международных терминалов в различных аэропортах,
обустроенных за счет средств собственников имущества транспортной инфраструктуры.
В качестве наиболее известных примеров можно привести следующие:
  • в морских портах: Спецморнефтепорт «Козьмино» (Транснефть), Морской фасад Санкт-Петербурга, Усть-Луга (терминалы НОВАТЭК, Балтийская трубопроводная система, УЛКТ), Туапсе (ЕвроХим), Мурманск (Норильский Никель);
  • в аэропортах: Грозный, Шереметьево (Терминал D), Кольцово, терминалы деловой авиации в аэропортах Внуково и Пулково.
Осуществляется в настоящее время частными инвесторами при организационно-методической поддержке Росграницы работа по обустройству средствами пограничного, таможенного и иных видов контроля около 50 терминалов морских портов, 11 аэропортов и 3 автомобильных пунктов пропуска без привлечения средств федерального бюджета.
 
Опыт работы, накопленный за время функционирования Росграницы, показывает, что значительный мутипликативный эффект для социального и экономического развития объектов транспортной инфраструктуры и регионов Российской Федерации дает применение механизма государственно-частного партнерства. Этот механизм позволяет при сравнительно небольших затратах средств федерального бюджета решать вопросы обновления и приведения к современным требованиям изношенные транспортные объекты.
 
Механизм государственно-частного партнерства при обустройстве пунктов пропуска реализуется по следующей схеме: за счет внебюджетных источников производится строительство (реконструкция) объектов недвижимости, выделение земельных участков, разработка проектно-сметной документации. Бюджетные же средства Росграницей расходуются на приобретение технических средств, необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска.
Наиболее показателен опыт государственно-частного партнерства в воздушных пунктах пропуска Улан-Удэ и Томск (Богашево).
 
В аэропорту Улан-Удэ группа «Метрополь» за собственные средства провела реконструкцию аэровокзала и предоставила помещения Росгранице. В свою очередь, Росграница, провела техническое оснащение данных помещений. С момента реконструкции пассажиропоток на международных рейсах в аэропорту Улан-Удэ увеличился более чем в 2 раза, количество авиакомпаний, выполняющих международные рейсы, выросло с 1 в 2010 году до 6 в настоящее время.
В аэропорту Томск ежегодный прирост пассажиропотока на международных направлениях с момента реконструкции пункта пропуска составляет 10-12%, тогда как до 2011 года пассажиропоток ежегодно только снижался.
 
Аналогичных показателей Росграница ожидает от веденных по схеме государственно-частного партнерства в 2013 году аэропортов Казань и Белгород.
 
Также по механизму государственно-частного партнерства ранее были реализованы проекты реконструкции нового терминала аэропорта Пулково, терминалов А и Е аэропорта Шереметьево, Владивосток (Кневичи) и Хабаровск (Новый).
В морских портах по механизму государственно-частного партнерства были реконструированы пункты пропуска в грузовом районе морпорта Сочи в устье реки Мзымта и в Центре круизных пассажирских перевозок морского порта Сочи.
 
В рамках действующей ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012 – 2020 годы)» с использованием механизма государственно-частного партнерства запланировано обустройство 6 морских, 10 воздушных и 1 железнодорожного пунктов пропуска.
 
Данный механизм позволит даже в условиях сокращения финансирования Программы не исключать из нее данные мероприятия, а обеспечить их обустройство и ввод в установленные сроки.
На данном слайде наглядно продемонстрирован эффект от использования частных инвестиций при реализации Программы. Сокращение предельных объемов финансирования до 2020 года влечет необходимость удаления из Программы 20 мероприятий и снижает ее эффективность по ключевому индикатору на 16 процентов.
 
В то же время, проработав вопрос с частными инвесторами, мы провели оптимизацию программных мероприятий следующим образом:
там, где частный инвестор не согласен оказывать содействие в реализации мероприятий по обустройству пункта пропуска, брать на себя часть расходов (в том числе предоставлять землю, проектную документацию, строить здания для контрольных органов), те мероприятия мы предложили к исключению из Программы. Это, например, морские пункты пропуска Новороссийск, Кавказ, железнодорожный Дербент;
там, где взаимопонимание с инвестором достигнуто, мы предложили оптимизировать (снизить) стоимость бюджетных инвестиций (Большой порт Санкт-Петербург, Ванино), либо включить в Программу новые мероприятия (аэропорты Махачкала, Волгоград, Нижний Новгород).
Корректировка Программы с использованием такого подхода позволит даже в условиях сокращения бюджетных ассигнований практически без потерь сохранить ранее утвержденные показатели Программы по количеству мероприятий и их эффективности.
Вышеизложенное показывает, что привлечение частных инвестиций в
развитие пунктов пропуска дает ощутимый социально-экономический эффект, а также требует поддержки со стороны государства.
 
В качестве дополнительной меры стимулирования частных инвестиций в обустройство пунктов пропуска Минтрансом России совместно с заинтересованными органами подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих отнесение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, произведенных частными инвесторами затрат по строительству (реконструкции) объектов пункта пропуска при их безвозмездной передаче в собственность (пользование) Российской Федерации, а также расходов по их содержанию.
Указанный законопроект направлен на сокращение расходов собственников имущества морских портов и аэропортов на осуществление несвойственной деятельности по созданию и содержанию имущества, необходимого для проведения государственного контроля, за счет уменьшения налоговой нагрузки.
 
Предлагаемые изменения, как ожидается, также будут способствовать привлечению частных инвестиций в строительство (реконструкцию) пунктов пропуска в российских морских портах и аэропортах, что является одной из необходимых мер по повышению их конкурентоспособности. В настоящее время законопроект находится на согласовании в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти.
 
Таким образом, считаем целесообразным дальнейшее развитие механизмов государственно-частного партнерства и привлечения внебюджетных инвестиций в развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе, путем внесения изменений в законодательство, что позволяет в условиях ограниченности бюджетных средств не снижать темпы развития инфраструктуры пунктов пропуска и приведения их к современным требованиям.
Вложения: 
Дата публикации: 
Чтв, 09/04/2015