Text Size

Current Size: 100%

Доклад заместителя руководителя Росграницы Хандаева М.Г. О реализации инвестиционных проектов в 2014 – 2015 годах

Государственным оборонным заказом в 2014 году предусмотрено выполнение 39 мероприятий, в том числе строительство и техническое оснащение 20 пунктов пропуска и проектирование 19.
Фактически, до конца года будет выполнено 15 мероприятий – введено в эксплуатацию 5 объектов и проектирование 10 объектов. Это только половина из возложенных на Росграницу мероприятий.
Низкое качество планирования мероприятий вследствие недостаточной предпроектной проработки всех вопросов, включая земельно-имущественные, транспортно-логистические, а также угрозы и риски конкретных участков государственной границы. Возникая на стадии исполнения госконтрактов, эти проблемы неизбежно влекут за собой нарушение сроков их исполнения или полную остановку. В этой связи в Росгранице разработан механизм, позволяющий наиболее качественно подойти к созданию концепции реконструкции пунктов пропуска на основе детальной проработки каждого вопроса еще до начала проектирования.
Часть мероприятий Росграницы, включенных в программу обустройства, не может быть выполнена при отсутствии транспортной инфраструктуры. Экономический интерес, возникающий у собственника по ее развитию и использованию по своей сути первичен и лежит в основе обустройства. Агентство, в соответствии со своим положением, участвует в нем лишь теми мероприятиями, которые определены законодательством, а они зачастую не находят своего отражения или не совпадают по срокам с программами развития транспортных узлов.
Таким образом, в текущем году не начата реконструкция морского пункта пропуска Новороссийск, воздушного – Калининград, железнодорожного – Аксарайский, речного – Хабаровск. В этой связи, целесообразно заключать с инвесторами соглашения о взаимодействии по
развитию транспортной инфраструктуры, в которых четко оговаривать сроки и условия обустройства.
По морвокзалу в Мурманске, а также аэропортам Новосибирск, Уфа и Самара, такие соглашения уже подписаны, проводится работа с другими инвесторами.
Низкое качество проектной документации, передаваемой в Росграницу другими заказчиками, влечет дополнительные затраты и время на ее переработку. Так, принятые от Росморречфлота проекты на реконструкцию пунктов пропуска Новороссийск, Кавказ, Махачкала, Азов, Усть-Луга исполнены с весьма ощутимыми недостатками, как по выбору земельного участка, так и требованиям государственных контрольных органов. В этой связи, мы вынуждены проектировать их заново.
Принятая от ФТС России проектно-сметная документация по пунктам пропуска Дубки и Кяхта нуждается в доработке, а по пунктам пропуска Торфяновка и Монды не применима в силу избыточно запроектированного объема реконструкции и требует повторного проектирования.
Отсутствие типовых решений в обустройстве пунктов пропуска. Это вызывает необходимость каждый раз запрашивать технические требования у контрольных органов и влечет за собой длительные процедуры их получения, а также согласования проектной документации и её государственной экспертизы.
По данным причинам нарушены сроки исполнения мероприятий по морским портам Брусничное, Петропавловск-Камчатский и железнодорожному Санкт-Петербург - Финляндский.
В этой связи ведется работа по созданию типовых решений и оптимизация технических требований государственных контрольных органов.
Наконец, слабая организация контроля за реализацией проектов, что влечет несвоевременное принятие управленческих решений по проблемным
вопросам. Фактически, проблемы начинают решаться тогда, когда объект уже сорван. Не введенные объекты, такие как Пограничный, Краскино, Восточный и Находка, с 2011 года и по сегодняшний день остаются нашей обузой. Для решения этой проблемы в Агентстве внедрены планирование и оперативный контроль на основе «дорожных карт», утверждаемых для каждого объекта еще до начала его реализации. Такой подход позволит более качественно контролировать ход мероприятий и своевременно принимать необходимые решения.
Указанные системные недостатки работы в 2014 году были усугублены еще и поздним утверждением изменений ФЦП, что сделало невозможным осуществление большинства мероприятий. Учитывая сроки проведения конкурсных процедур, а также проектирования и государственной экспертизы, завершить эти мероприятия за 6-7 месяцев не представляется возможным. Это повлекло их перенос на последующие годы и неосвоение части лимитов нынешнего года. Кроме этого, Минфином произведено сокращение предельных лимитов финансирования Программы до 2020 года на 13,3 млрд. рублей, что в свою очередь заставило нас пересмотреть планы реализации свыше 40 объектов, и затронуло, в том числе объекты 2014 года.
Результаты анализа выше названных причин и выработка мер повышения эффективности реализации инвестиционных проектов легли в основу проекта корректировки ФЦП, который подготовлен Росграницей.
Основные параметры изменений, предлагаемые нами, следующие:
  • исключение из программы 8 объектов1, находящихся под угрозой срыва, в связи с нерешенностью земельно-имущественных вопросов с собственниками транспортной инфраструктуры;
  • сокращение стоимости 8 морских пунктов пропуска2 в результате оптимизации затрат и привлечения внебюджетных источников с
  • использованием механизмов государственно-частного партнерства;
  • включение в Программу 113 приоритетных объектов в соответствии с поручениями Президента и Правительства;
  • перенос сроков реализации 30 объектов в целях соблюдения предельных годовых лимитов финансирования, доведенных Минфином.
Предлагаемые Росграницей корректировки ФЦП позволят минимизировать риски неосвоения лимитов бюджетных обязательств в 2015 и последующих годах, а также не допустить образования значительной дебиторской задолженности наряду с равномерным вводом в эксплуатацию от 8 до 11 объектов ежегодно. По итогам работы в 2015 году планируется ввести в эксплуатацию уже 10 объектов4.
Также следует обратить внимание, что с 2015 года стартуют мероприятия федеральной целевой программы по развитию Крымского федерального округа, где Росграница определена заказчиком обустройства 7 пунктов пропуска5. В настоящее время ведется проработка вопросов концептуального развития объектов, для начала в 2015 году мероприятий по проектированию.
В завершение следует отметить и положительные итоги текущего года.
Наряду со сменой руководящего состава Росграницы, несомненно вызвавшего определенный вакуум в принятии управленческих решений, после завершения работ открыты:
  • воздушные пункты пропуска Санкт-Петербург и Белгород;
  • Центр круизных перевозок в Сочи;
  • железнодорожный пункт пропуска Адлер;
  • завершено оснащение узлов специальной связи в Светогорске и морском порту Сочи.
Завершается обустройство и до конца текущего года будут открыты воздушный пункт пропуска Домодедово, автомобильные пункты пропуска Грайворон, Тагиркент-Казмаляр и Яраг-Казмаляр, а также железнодорожный пункт пропуска Санкт-Петербург - Финляндский.
Кроме того, разработана проектная документация по 10 объектам.
Вложения: 
Дата публикации: 
Срд, 08/04/2015