Text Size

Current Size: 100%

Доклад начальника Управления строительства Росграницы Школыка В.И. О требованиях государственных контрольных органов к обустройству пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации

Современный пункт пропуска – это высокотехнологичный комплекс зданий, помещений, сооружений, технических средств и систем, позволяющих создать условия для осуществления государственного контроля на границе. Пункт пропуска служит для исполнения двух государственных функций: обеспечение безопасности государства от пересечения границы террористами, наркотиками и прочей контрабандой с одной стороны, а с другой стороны – создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности и пересечения границы законопослушными лицами.
Перечень и состав зданий, помещений, сооружений и систем определяется на этапе проектирования для каждого пункта пропуска, с учетом следующих исходных данных:
  • вида транспортного сообщения;
  • технологической схемы организации пропуска лиц, транспортных средств и товаров;
  • пропускной способности;
  • специализации;
  • типов транспортных средств;
  • установленного режима в пункте пропуска;
  • выделенного под строительство земельного участка или площади предоставленных помещений.
  • В пункте пропуска с учетом исходных данных предусматриваются следующие здания, помещения и сооружения:
  • служебные помещения сотрудников ГКО;
  • рабочие места для проведения государственного контроля;
  • помещения для проведения личного досмотра лиц;
  • специальные помещения СКП, ПВП, ППКР, в том числе лаборатории и изоляторы;
  • помещения для хранения оружия;
  • помещения для размещения серверных, узлов связи;
  • помещения для приема пищи и отдыха;
  • специальные площадки (тупики, стоянки, причалы, рейды) и боксы для осмотра (досмотра) транспортных средств и товаров, а также для проведения дезинфекционных и иных карантинных мероприятий;
  • санитарные узлы;
  • помещения (вольеры) для содержания служебных собак.
Данные конструктивные элементы пункта пропуска объединяются дорожной сетью, которая должна строиться с учетом перспектив развития пункта пропуска, а также с учетом возможности изменения направления движения транспортных средств (реверсивное движение).
На подъездах к пунктам пропуска и на их территории обеспечивается эффективное управление движением автотранспорта и пассажиропотока путем использования горизонтальной и вертикальной дорожной разметки, дорожных знаков, светофоров, других технических средств организации дорожного движения, а также указателей направления движения.
В целях недопущения нарушения правил режима в пунктах пропуска создается система принудительной остановки транспортных средств, состоящей из специальных средств и заградительных барьеров.
Далее рассмотрим, что из себя представляет техническое оснащение пункта пропуска. Для проведения государственного контроля в пунктах пропуска создаются следующие 18 систем:
  • паспортного контроля;
  • осмотра (досмотра) багажа и ручной клади;
  • осмотра (досмотра) транспортных средств и грузов;
  • бесконтактного измерения температуры тела лиц;
  • электронного учета автотранспортных средств;
  • автоматического определения весовых параметров и габаритов автотранспорта;
  • радиационного контроля;
  • обнаружения оружия, наркотиков и других товаров, запрещенных к ввозу, вывозу;
  • связи;
  • телевизионного (видео) наблюдения;
  • пожарной сигнализации;
  • инженерных средств охраны, контроля доступом и охранной сигнализации;
  • интегрированная информационная система;
  • сбора и утилизации биологических отходов;
  • очистки и дезинфекции транспортных средств;
  • обеззараживания подкарантинной продукции;
  • часофикации;
  • резервного электропитания.
Из данного перечня систем видно, что отдельные системы носят индивидуальный характер и используются только одной службой, например, системы паспортного, радиационного контроля, измерения температуры тела, а отдельные системы, такие как система связи, учета транспорта, СКС, ЛВС, предназначены для всех органов. Прошу обратить на это внимание, это довольно важный момент, так как одним из основных направлений оптимизации технических требований является удаление из проектов пунктов пропуска отдельных дублирующих систем и замена их типовыми решениями.
В помощь вам мы разработали и раздали шпаргалки, где в краткие таблицы сведены все требования контрольных органов к оснащению пунктов пропуска. Думаю, они помогут в дальнейшей работе по получению технических требований контрольных органов, анализу проектной документации, разрабатываемой проектировщиками и позволят выработать предложения по оптимизации технических требований ГКО.
 
Система паспортного контроля предназначена для выполнения должностными лицами пограничной службы установленных процедур проверки оснований для пропуска лиц, пересекающих государственную границу, и строится на основе применения информационных систем и технических средств пограничного контроля.
Система осмотра (досмотра) багажа и ручной клади пассажиров и обслуживающего персонала транспортных средств предназначена для их проверки в целях недопущения перемещения запрещенных (ограниченных) товаров и оборудуется рентгенотелевизионной и другой специальной аппаратурой.
Система осмотра (досмотра) транспортных средств и товаров предназначена для их проверки и идентификации, а также обнаружения товаров, запрещенных (ограниченных) к перемещению через границу, и включает средства технического контроля различных модификаций, позволяющие обнаруживать товары, запрещенные к перемещению, в том числе рентгенотелевизионные установки и инспекционно-досмотровые комплексы.
Система бесконтактного измерения температуры предназначена для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела. Количество установленных приборов для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела определяется плотностью пассажиропотоков и техническими характеристиками оборудования.
Система электронного учета автотранспортных средств должна обеспечивать считывание государственных регистрационных номеров, сохранение, ведение базы данных государственных регистрационных знаков автотранспортных средств.
Система автоматического определения весовых параметров и габаритных размеров автотранспортных средств позволяет в автоматическом режиме определять весовые и габаритные параметры транспортных средств.
Система радиационного контроля состоит из стационарной аппаратуры и/или переносного оборудования, позволяющих обнаруживать источники ионизирующего излучения, определять превышение уровня естественного радиационного фона и идентифицировать выявленные источники ионизирующего излучения.
Система обнаружения оружия, наркотиков и других товаров, запрещенных (ограниченных) к перемещению, предназначена для совместного использования пограничными и таможенными органами и создается на базе стационарных металлоискателей и рентгеноскопических установок, других технических средств. В пунктах пропуска в аэропортах, морских (речных) портах, пограничных железнодорожных станциях данная система интегрируется с системами обеспечения транспортной безопасности.
Система связи, сюда включается и специальная (засекреченная) связь, включая телекоммуникационную инфраструктуру, должна обеспечивать взаимодействие контрольных органов в пределах пункта пропуска, а также бесперебойную устойчивую связь контрольных органов с взаимодействующими структурами и вышестоящими органами управления.
В пунктах пропуска обеспечивается возможность привязки узлов связи к узлам связи вышестоящих уровней связи соответствующих ведомств.
Система телевизионного видеонаблюдения предназначена для обеспечения визуального контроля пограничными и таможенными органами объектов (территории) пункта пропуска с помощью электронных технических средств. Система создается с применением телевизионных систем различных типов и должна обеспечивать возможность ведения наблюдения за объектами (территорией) пункта пропуска в режиме реального времени с сохранением данных.
Система пожарной сигнализации - совокупность установок пожарной сигнализации и пожаротушения, смонтированных на объектах пункта пропуска и контролируемых с общего пожарного поста, должна обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, обработку, передачу в заданном виде извещения о пожаре.
Система инженерных средств охраны, контроля доступом и охранной сигнализации, или комплексная система безопасности, оборудуется с применением совместно действующих технических средств охраны, объединенных системой инженерных сетей и коммуникаций и предназначенная для обнаружения несанкционированного проникновения (попытки проникновения) на территорию и в режимные зоны пункта пропуска, сбора, обработки и представления в заданном виде информации на пульт оператора.
Интегрированная информационная система пункта пропуска включает в себя структурированную кабельную сеть и локальную вычислительную сеть, которые позволяют обеспечить взаимодействие сотрудников государственных контрольных органов при выполнении своих задач.
Система сбора и утилизации биологических отходов обеспечивает сбор, временное хранение и уничтожение товаров животного и растительного происхождения, выявленных в ручной клади, багаже физических лиц и почтовых отправлениях.
Система очистки и дезинфекции транспортных средств оборудуется в пунктах пропуска и состоит из технических средств, обеспечивающих механическую очистку, мойку и дезинфекцию транспортных средств.
Система обеззараживания подкарантинной продукции состоит из технических средств и помещений, обеспечивающих обеззараживание ввозимой через пункты пропуска подкарантинной продукции от карантинных объектов (карантинных вредных организмов).
Система часофикации предназначена для создания единой синхронизированной сети точного времени и обеспечения индикации сигналов текущего времени в зданиях, помещениях и других объектах пункта пропуска.
Система резервного электропитания предназначена для обеспечения зданий, помещений, сооружений, оборудования пункта пропуска, средств технического контроля электропитанием при аварийном отключении системы электроснабжения и создается при помощи альтернативных источников электропитания.
Определение мест расположения зданий и помещений, сооружений и технических средств в пункте пропуска основывается на следующих принципах:
  • организация пропуска лиц, транспортных средств и товаров в соответствии с технологической схемой, разрабатываемой и утверждаемой для каждого пункта пропуска;
  • оптимизация и эффективность государственного контроля;
  • надежность в обеспечении безопасности государственной границы;
  • рациональное использование технических средств контроля и внедрения современных технологий.
Именно исходя из данных принципов должно реализовываться наше взаимодействие с государственными контрольными органами при запросе технических требований на проектирование пунктов пропуска, а также при согласовании проектной документации.
С учетом вышеизложенного, предлагаются следующие направления оптимизации технических требований ГКО:
1. Оптимизация состава зданий, помещений и сооружений – объединение площадей, имеющих одинаковую функциональную нагрузку, в первую очередь, бытовых помещений, санитарных сооружений, мест осмотра (досмотра), вольеров и т.д.
2. Оптимизация технических средств пограничного, таможенного и иных видов контроля – отказ от дублирования таких систем, как системы связи и безопасности, теленаблюдения, пожарной сигнализации и т.д.
3. Создание единого информационного пространства контрольных органов в пункте пропуска на основе сквозного учета въезжающих, проходящих контроль и выезжающих из пункта пропуска транспортных средств.
4. Создание типовых решений в обустройстве пунктов пропуска на основе модульного подхода, когда состав конструктива и перечень систем пункта пропуска составляется исходя из конкретной специфики. В дальнейшем этот подход позволит перейти от согласования с ГКО проектной документации к согласованию перечней зданий, помещений, сооружений и состава систем, что в разы сократит время проведения согласительных процедур. Один из подходов к разработке типового пункта пропуска вчера был презентован на круглом столе на выставке.
Также сообщаю, что решением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина при Государственной пограничной комиссии была создана Межведомственная рабочая группа по оптимизации технических требований к обустройству пунктов пропуска. Руководство рабочей группой возложено на Росграницу.
В текущем году рабочей группе поручено внести на рассмотрение заинтересованных органов предложения по оптимизации. В настоящее время ведется подготовка таких предложений на основе изложенной выше информации.

 

Вложения: 
Дата публикации: 
Срд, 08/04/2015