Text Size

Current Size: 100%

Доклад руководителя Росграницы Бусыгина К.Д. Об организации работы по выполнению федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)»

Уважаемый Дмитрий Олегович!
Уважаемые члены Государственной пограничной комиссии!
 
Федеральной целевой программой «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)» в 2014 году за Росграницей закреплено выполнение 35 мероприятий с общим объемом финансирования 4,3 млрд. рублей, в том числе строительство и техническое оснащение 17 пунктов пропуска и проектирование 18. Из этого числа 91 объектов являются переходящими на 2015 год.
До конца текущего года будет выполнено 13 мероприятий – введено в эксплуатацию 4 объекта и завершено проектирование 9 объектов, что составляет только половину из возложенных на Росграницу мероприятий.
Системными причинами неполного выполнения мероприятий ФЦП являются:
Во-первых, неполная проработка земельно-имущественных вопросов на предпроектной стадии выполнения работ. Отсутствие оформленных земельных участков при выполнении госконтрактов на проектирование, неизбежно влечет за собой нарушение сроков их исполнения или полную остановку проектных работ. В этой связи в Росгранице проведена полная ревизия всех существующих и планируемых объектов на предмет их обеспеченности оформленными правоустанавливающими документами на земельные участки и недвижимость, разработаны планы решения всех земельно-имущественных вопросов.
Во-вторых, часть мероприятий Росграницы, включенных в программу обустройства, не может быть выполнена в связи с отсутствием транспортной инфраструктуры. Мероприятия, заложенные в федеральной целевой программе «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)», и предварительно учитывающие перспективы развития транспортной инфраструктуры, не совпадают по срокам с реализацией инвестиционных программ и федеральных целевых программ, связанных с обустройством транспортной инфраструктуры.
Таким образом, в текущем году не начата реконструкция морского пункта пропуска Новороссийск, воздушного – Калининград, железнодорожного – Аксарайский, речного – Хабаровск. В связи с этим, считаем целесообразным
заключать соглашения с инвесторами о взаимодействии по развитию транспортной инфраструктуры, в которых будут четко оговорены сроки и условия ее обустройства.
Данные соглашения уже подписаны по морскому вокзалу в Мурманске, а также аэропортам Новосибирск, Уфа и Самара. Проводится работа с другими инвесторами.
В-третьих, увеличение времени и образование дополнительных затрат на переработку принимаемой от других госзаказчиков проектной документации в связи с ее низким качеством. Принятые от Росморречфлота проекты на реконструкцию пунктов пропуска Новороссийск, Кавказ, Махачкала, Азов, Усть-Луга исполнены с недостатками в части выбора земельного участка и соответствия требованиям государственных контрольных органов. В этой связи Росграница вынуждена осуществлять повторное проектирование.
Принятая от ФТС России проектно-сметная документация по пунктам пропуска Дубки и Кяхта нуждается в доработке, а по пунктам пропуска Торфяновка и Монды не применима в силу избыточно запроектированного объема реконструкции и требует повторного проектирования.
В-четвертых, отсутствие типовых решений в обустройстве пунктов пропуска, что вызывает необходимость запроса технических требований для каждого реализуемого Росграницей объекта у государственных контрольных органов и влечет за собой длительные процедуры их получения, а также согласования проектной документации и её государственной экспертизы.
По данным причинам нарушены сроки исполнения мероприятий по морским портам Брусничное и Петропавловск-Камчатский.
В этой связи ведется работа по созданию типовых решений и оптимизации технических требований государственных контрольных органов.
Указанные системные недостатки работы в 2014 году были усугублены поздним утверждением изменений ФЦП, что сделало невозможным осуществление большинства мероприятий. Учитывая сроки проведения конкурсных процедур, а также проектирования и государственной экспертизы, завершить данные мероприятия за 6-7 месяцев не представляется возможным. Это повлекло их перенос на последующие годы и неосвоение части лимитов нынешнего года.
Кроме этого, Минфином России произведено сокращение предельных лимитов финансирования Программы до 2020 года на 13,3 млрд. рублей, что в свою очередь заставило Росграницу пересмотреть планы реализации свыше 40 объектов и затронуло, в том числе, объекты 2014 года.
Результаты анализа вышеназванных причин и выработка мер повышения эффективности реализации инвестиционных проектов легли в основу проекта корректировки ФЦП, который согласован ФСБ России, Минобороны России и
находится на рассмотрении в Минэкономразвития России, Минфине России и Департаменте Правительства Российской Федерации по обеспечению деятельности коллегии Военно-промышленной комиссии.
Росграницей предложены следующие параметры изменений:
  • исключение из программы 82 объектов, находящихся под угрозой срыва, в связи с нерешенностью земельно-имущественных вопросов с собственниками транспортной инфраструктуры;
  • сокращение стоимости 83 морских пунктов пропуска в результате оптимизации затрат и привлечения внебюджетных источников с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
  • включение в Программу 114 приоритетных объектов в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • перенос сроков реализации порядка 305 объектов в целях соблюдения предельных годовых лимитов финансирования, доведенных Минфином.
Предлагаемые Росграницей корректировки ФЦП позволят минимизировать риски неосвоения лимитов бюджетных обязательств в 2015 и последующих годах, а также не допустить образования значительной дебиторской задолженности наряду с равномерным вводом в эксплуатацию от 8 до 11 объектов ежегодно. По итогам работы в 2015 году планируется ввести в эксплуатацию уже 10 объектов6.
Следует обратить внимание, что рассматриваемый в настоящее время проект корректировки ФЦП предусматривает ее продление до 2021 года.
Данное предложение внесено ФСБ России в целях обустройства Крымского участка государственной границы. Росграницей также предложены мероприятия на 2021 год, которые позволят достичь утвержденные ранее целевые индикаторы ФЦП.
Минфином России продление Программы до 2021 года не поддержано. В настоящее время по данному вопросу направлено совместное обращение Росграницы и ФСБ России Президенту Российской Федерации В.В. Путину.
Дальнейшая работа по внесению изменений в Программу будет продолжена в соответствии с принятым Президентом Российской Федерации решением.
Следует отметить, что в предыдущие годы реализации Программы в Агентстве весьма слабо был организован контроль за исполнением инвестиционных проектов, что влекло несвоевременное принятие управленческих решений по проблемным вопросам, срыв сроков строительства и ввода объектов. По сей день не решены вопросы по недостроенным объектам в Приморском крае, реализация которых началась еще в 2011 году, таких как Пограничный, Краскино, Восточный и Находка.
После проведенной инвентаризации и анализа всех проблемных вопросов в Росгранице внедрены планирование и оперативный контроль на основе «дорожных карт», утверждаемых для каждого объекта еще до начала его реализации. Такой подход позволит более качественно контролировать ход мероприятий и своевременно принимать необходимые решения.
 
Кроме того, в целях усиления контроля за реализацией инвестиций и повышения уровня ответственности:
  • проведена кадровая чистка среди персонала центрального аппарата, территориальных органов Росграницы, а также в подведомственном учреждении – ФГКУ Росгранстрой;
  • все инвестиционные объекты распределены между заместителями руководителя Росграницы под персональную ответственность за их успешную реализацию;
  • в структуре Росграницы образован Контрольно-ревизионный отдел;
  • с главами субъектов Российской Федерации налажено оперативное взаимодействие по решению проблемных вопросов при выполнении мероприятий ФЦП.
 
В заключение отмечу положительные итоги уходящего года.
После завершения работ открыты воздушный пункт пропуска Санкт-Петербург (Пулково), автомобильный пункт пропуска Грайворон, завершено оснащение узла специальной связи в АПП Светогорск.
Завершено обустройство и планируется открытие автомобильных пунктов пропуска Тагиркент-Казмаляр и Яраг-Казмаляр, а также воздушного пункта пропуска Домодедово.
Разработана проектная документация по 9 объектам7, строительство которых будет начато в 2015 году.
Кроме того, за 6 месяцев в рамках непрограммной части государственного оборонного заказа:
выполнены работы I этапа обустройства пунктов пропуска в Крымском федеральном округе;
Обустроены и открыты воздушный пункт пропуска Белгород и автомобильный Ново-Филя в Республике Дагестан;
в соответствии с Вашим поручением, Дмитрий Олегович, оснащен узел специальной связи в Центре международных круизных перевозок морского порта Сочи.
Также в рамках государственно-частного партнерства выполнены работы по обустройству и открыты морские пункты пропуска Варандей (ОАО «ЛУКОЙЛ») и Мурманск (на терминале ГМК «Норильский Никель»).
Благодарю за внимание!
 
 
 
Вложения: 
Дата публикации: 
Срд, 08/04/2015