Text Size

Current Size: 100%

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА РУКОВОДИТЕЛЯ БУСЫГИНА КОНСТАНТИНА ДМИТРИЕВИЧА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБУСТРОЙСТВУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ от 24.03.2015

Уважаемые коллеги!
 
Как Вы знаете, Росграница создана в 2007 году, а на следующий год – в сентябре 2008 года Правительством Российской Федерации была одобрена Концепция государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, которая фактически стала программным документом Росграницы на период с 2008 по 2016 годы.
Отмечу, что основные мероприятия по реализации Концепции Росграницей выполнены.
Создана необходимая нормативная база для осуществления деятельности Агентства и его территориальных органов, подведомственной организации – ФГКУ Росгранстрой.
Оптимизировано количество пунктов пропуска, проведена их паспортизация. Закрыты не функционирующие, не востребованные пункты пропуска. Сейчас работа по установлению и закрытию ведется в штатном режиме по обращениям глав субъектов Российской Федерации, ведомств иностранных государств, исходя из конкретных параметров социально-экономического развития.
Для обеспечения международных правовых основ функционирования пунктов пропуска Росграница заключила несколько международных соглашений, они эффективно работают.
 
Справочно. В соответствии с задачами Правительства подготовлены и находятся в завершающей стадии согласования четыре проекта международных межправительственных соглашения по вопросам функционирования пунктов пропуска: с Монголией, Казахстаном, Финляндией и Польшей.
 
В целях выполнения задач формирования Единого экономического пространства продолжается диалог с органами власти Казахстана, Киргизии, Армении.
Отдельный блок – взаимодействие на российско-ЕСовском направлении.
Несмотря на изменение характера внешнеполитического вектора отношений России со многими странами Европейского союза, планируем и дальше поддерживать конструктивный диалог с нашими партнерами.
 
Справочно. Регулярно проводятся заседания рабочих групп Росграницы с основными партнерами: Главной комендатурой Погранохраны Польши, Погранохраны и Таможни Финляндии, МВД Эстонии, с Минюстом Норвегии. В настоящее время готовится заседание российско-латвийской рабочей группы по пунктам пропуска.
 
Продолжаем реализацию международных проектов в рамках программ приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства.
Россия в качестве одного из партнеров является участницей 5 инвестиционных проектов.
 
Справочно: реконструкция автомобильного и пешеходного одноименных пунктов пропуска Ивангород на эстонском участке,
  • на латвийском направлении – автомобильного Брунишево,
  • на финском – Светогорск
  • и самый северный автомобильный пункт пропуска - Борисоглебск - на границе с Норвегией.
При согласовании на уровне внешнеполитических ведомств России и ЕС будущих решений и условий участия России в новой редакции такого рода программ (а сейчас такие переговоры пока еще не закончены), планируем продолжить участие в них.
В целом за время, прошедшее с момента создания Росграницы и принятия Концепции, наработан значительный опыт, как положительный, так, к сожалению, и отрицательный, в реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы, в создании и обеспечении деятельности пунктов пропуска.
Сегодня перед Росграницей стоит стратегически важная, первостепенная задача – разработка новой Концепции государственной политики в сфере обустройства государственной границы на период до 2020 года, а также подготовка предложений по внесению соответствующих изменений в Положение о Росгранице и в Устав подведомственной организации (ФГКУ Росгранстрой).
Говоря о текущей деятельности Росграницы, отмечу, что финансирование деятельности Агентства осуществляется по трем государственным программам:
эксплуатация пунктов пропуска – по линии 27-ой госпрограммы «Развитие внешнеэкономической деятельности»;
строительство (реконструкция) пунктов пропуска – в рамках 32-ой госпрограммы «Государственная безопасность»;
внедрение инновационных технологий – по 23-ей «Информационное общество».
 
В отдельную программу с 2014 года выделено обустройство пунктов пропуска в Крымском федеральном округе.
В случае принятия Правительством соответствующих решений планируется включение отдельных мероприятий реконструкции пунктов пропуска:
  • на российско-финляндском участке - в ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Карелия до 2020 года»,
  • на российско-монгольском участке – в План комплексного развития Республики Тыва.
 
Управление инвестициями и имущественным комплексом пунктов пропуска требует неотложного решения системных проблем.
Не буду скрывать, что Минэкономразвития России оценил результаты реализации ФЦП «Государственная граница 2012-2020» в 2014 году как неудовлетворительные.
Фактически, к решению задач эффективного управления строительством и реконструкцией пунктов пропуска с апреля прошлого года мы приступили заново.
В кратчайшие сроки в 2014 году «с нуля» были обустроены по временной схеме и введены в эксплуатацию пункты пропуска в Крымском федеральном округе, в которых на месяц раньше установленных сроков созданы необходимые условия для выполнения полноценного государственного контроля.
Кроме того, были осмотрены пункты пропуска в нескольких наиболее важных регионах (на Дальнем Востоке, в Бурятии, Дагестане, Карелии, Калининграде, в Поволжье и Ростовской области, Республике Карелия).
С главами регионов совместно обсудили конкретные вопросы развития пунктов пропуска.
В целях повышения уровня ответственности конкретных должностных лиц за выполнение поставленных задач составлены «дорожные карты», которые представляет собой алгоритм строительства (реконструкции) или технического перевооружения пунктов пропуска.
Известно, что специфика обустройства большинства морских, воздушных и железнодорожных пунктов пропуска такова, что в первую очередь создается объект транспортной инфраструктуры (терминал, аэровокзал, ж/д станция), на котором впоследствии Росграница осуществляет строительство необходимых для осуществления контроля зданий и сооружений или производит техническое оснащение выделяемых помещений.
При этом развитие пункта пропуска ограничено наличием площадей и земельных участков в пределах транспортных объектов.
В аэропортах собственники заинтересованы в выделении площадей под размещение контрольных органов, там вопросы решаются оперативно.
Напротив, неконструктивная позиция собственников морских портов зачастую препятствует реконструкции морских пунктов пропуска.
Яркий пример – ситуация с администрацией морского порта Новороссийск. Собственник морского порта предоставить землю и помещения под пункт пропуска отказывается, мотивируя тем, что, по его мнению, увеличение пропускной способности не требуется.
Одновременно, серьезные ограничения на выполнение заданий ФЦП возникают в связи с решениями о развитии отраслей, курируемых другими федеральными органами исполнительной власти.
Так, меняющиеся планы развития транспортной инфраструктуры является основным источником проблем с определением сроков обустройства.
Типичный пример - перенос сроков строительства ЖДПП Нижнеленинское в Еврейской автономной области из-за неготовности мостового перехода.
 
Справочно. Изначально закончить строительство пункта пропуска планировалось в прошлом году.
 
Однако проектирование и строительство моста через Амур задерживается, так как появились проблемы с инвестором. Правительство области информировало о том, что завершение строительства железнодорожного моста, путевого хозяйства и станции перенесено на 2017 год.
И это не единственный пример.
 
Справочно. Правительством Хабаровского края не принято решение и не выделено финансирование на строительство речного вокзала, причала и подъездной дороги, что делает невозможным реализацию мероприятий по строительству речного пункта пропуска Хабаровск.
 
Ввиду отказа ОАО «РЖД» развивать ж/д составляющую на станции Самур, где планировалось разместить объекты железнодорожного пункта пропуска Дербент, приходится отказываться от реализации мероприятий по его реконструкции.
Отмечу, что по каждому такому мероприятию проведен анализ причин, повлекших его срыв. Выработаны решения, позволяющие в дальнейшем избежать подобных проблем и минимизировать последствия.
Результаты данной работы отражены в подготовленном проекте корректировки ФЦП. Предлагаемые изменения позволят обеспечить до 2020 года планомерный ввод в эксплуатацию от 6 до 10 объектов капитального строительства ежегодно.
Важно отметить, что с учетом складывающейся в стране социально-экономической ситуации объемы финансирования ФЦП значительно сокращены. Поэтому в откорректированный вариант ФЦП нами включены только те объекты, по которым имеются письменные поручения Президента и Правительства об их реконструкции или техническом оснащении.
В системе управления уже существующей инфраструктурой пунктов пропуска также продолжают сохраняться определенные проблемы.
Низкие темпы обновления материально-технической базы обусловлены недостаточностью средств для капитального ремонта, замены выходящего из строя оборудования.
Учитывая, что к 2017 году прогнозируется рост тарифов на коммунальные услуги до 20% к уровню 2014 года, непринятие срочных решений по объемам финансирования на цели эксплуатации пунктов пропуска приведет к несоблюдению установленных нормативов и требований, износу основных фондов и их выходу из строя, вплоть до полного разрушения.
Уже в текущем году можем столкнуться с ситуацией, когда не все пункты пропуска будет возможно подготовить к зиме.
Повышается риск аварийных ситуаций на сетях электро-, тепло- и водоснабжения. Следствием этого может стать приостановка государственного контроля и закрытие целого ряда пунктов пропуска.
Положение усугубляется тем обстоятельством, что состояние пунктов пропуска по многим параметрам не соответствует установленным требованиям и изначально требует капитального ремонта.
 
Уважаемые коллеги! Эффективное управление государственной границей представляет собой целенаправленную, скоординированную деятельность государственных органов власти, участников внешнеэкономической деятельности и общественных организаций, направленную на повышение уровня пограничной безопасности Российской Федерации, надежности защиты государственной границы Российской Федерации, а также создание благоприятных условий для
осуществления внешнеэкономической деятельности и приграничного сотрудничества.
Росграница с вашей поддержкой, уважаемые члены Совета Федерации, готова выполнить все задачи, поставленные руководством Российской Федерации.
 
Вложения: 
Дата публикации: 
Срд, 08/04/2015